Обследование мелкой моторики. Логопедическая ритмика Динамическая координация движений


Исследование произвольной моторики пальцев рук
Приемы (по подражанию) для всех возрастных групп (выполнить под счет):
Пальцы сжать в кулак - разжать.
Держа ладони на поверхности стола, разъединить пальцы, соединить вместе (5-6 раз).
Сложить пальцы в кольцо - раскрыть ладонь (5-6 раз).
Попеременно соединять все пальцы руки с большим, сначала правой руки, затем левой, затем обеих рук одновременно (для дошкольников провести в виде игрового упражнения «Здравствуй, пальчик»).
На обеих руках одновременно показать второй и третий пальцы (5-6 раз).
На обеих руках одновременно показать второй и пятый пальцы (5-6 раз).
На обеих руках одновременно положить вторые пальцы на третьи (5-6 раз).
На обеих руках одновременно положить третьи пальцы на вторые (5-6 раз).
То же по словесной инструкции.
Отметить: плавное, точное и одновременное выполнение проб; напряженность, скованность движений; нарушение темпа выполнения движений (не под счет логопеда); невыполнение; наличие леворукости.

Методика исследования орального праксиса

Исследование объема и качества движения губ

Вытянуть губы вперед («трубочкой»), удержать позу.
Растянуть губы в «улыбке» (зубов не видно), удержать 1 позу.
Поднять верхнюю губу вверх, видны верхние зубы.
Опустить нижнюю губу вниз, видны нижние зубы.
Одновременно поднять верхнюю губу вверх и опустить нижнюю губу вниз.
Надуть обе щеки, затем втянуть их, губы вытягиваются вперед.
Отметить: выполнение правильное; диапазон движений невелик; наличие содружественных движений, чрезмерное напряжение мышц, истощаемость движений.
Исследование объема и качества движений мышц щек
Приемы (по словесной инструкции) для всех возрастных групп:
Надуть левую щеку, удержать позу в течение З секунд.
Надуть правую щеку, удержать позу в течение З секунд.
Надуть обе щеки одновременно, удержать позу в течение З секунд.
Отметить: выполнение правильное; сильно напрягается противоположная выпяченная щека; изолированное надувание одной щеки не удается.
Исследование объема и качества движений языка -
Приемы (по подражанию) для всех возрастных групп:
Показать узкий язык вперед «жалом», удержать на три счета.
Показать широкий язык «лопаточкой», удержать на три счета.
Переводить кончик языка поочередно из правого угла рта в левый угол рта.

Показать язык, поднять его к верхней губе («достать кончик носа»).
Показать язык, положить его на нижнюю губу и опустить вниз к подбородку.
Открыть рот, пощелкать (поцокать) языком: присосать широкий язык к твердому небу так, чтобы кончик языка был у верхних альвеол, подъязычная связка натянута, затем свободно опустить язык с характерным щелчком. Отметить: выполнение правильное; движения языка недостаточного диапазона; в мышцах появляются содружественные движения; язык движется неуклюже, неточно, всей массой, медленно; движение не удается.

Методика исследования произвольной мимической моторики

Исследование объема и качества движений мышц лба

Приемы (по словесной инструкции) для всех возрастных
групп:
- Нахмурить брови, удержать позу.
- Поднять брови вверх, удержать позу.
- Наморщить лоб, удержать позу.
Отметить: выполнение правильное или движение выполняется с содружественными движениями (щурятся глаза, подергиваются щеки и т. д.) или движение не удается.
Исследование объема и качества движений мышц глаз
Приемы (по словесной инструкции) для всех возрастных групп:
- Легко сомкнуть веки, удержать позу.
- Плотно сомкнуть веки, удержать позу.
- Прищурить глаза, удержать позу.
- Закрыть поочередно правый и левый глаз.
Отметить: выполнение правильнёе или испытуемый зажмуривает глаза, или возникают содружественные движения, или движение не удается.

Исследование возможности произвольного формирования определенных мимических поз
Объяснения логопеда: удивление брови подняты вверх, глаза широко открыты, рот приоткрыт, губы слегка вытянуты вперед ; печаль - брови слегка сводятся к переносице, углы бровей слегка опускаются, губы сжаты; ужас - брови поднимаются вверх до предела, глаза максимально раскрываются, рот приоткрыт; радость - губы растянуты в улыбку, глаза слегка прищурены; сомнение - брови подняты вверх, губы сжаты, нижняя губа поджата, углы рта опущены; подозрительность - губы сжаты, один или оба глаза прищурены.
Отметить: указанное выше правильное выполнение мимических поз; мимическая картина нечеткая; движение не удается:
Исследование продолжительности выдоха

Приемы для всех возрастных групп:

Сыграть на любом духовом инструменте.
- Поддувать пушинки, снежинки (2-З дыхательных движения).
Отметить: продолжительность выдоха - соответствует возрасту; укороченный выдох.
Исследование темпа движений
Прием для всех возрастных групп:
В течение определенного отрезка времени удерживать заданный темп в движениях рук, показываемых педагогом. Затем по сигналу педагога предлагается выполнять движения мысленно, а по следующему сигналу (хлопок) показать, на каком движении испытуемый остановился. Движения рук: вперед, вверх, в стороны, на пояс, опустить.
Отметить: темп нормальный, замедленный, ускоренный. Приём для взрослых, подростков, школьников:
Обследовать темп движений при помощи письменной пробы: предложить чертить на бумаге палочки в строчку в течение 15 секунд в произвольном темпе. В течение следующих 15 секунд чертить как можно быстрее, в течение следующих 15 секунд чертить в первоначальном темпе. Отметить: темп нормальный, замедленный, ускоренный. В заключение отметить нарушенные и сохранные стороны психомоторного состояния детей с расстройствами речи. После обследования необходимо вести записи психомоторного развития каждого ребенка. Можно использовать карту-таблицу, на которой по вертикали отмечается фамилия, возраст, оценка выполнения; по горизонтали - параметры выполнения движений: ритм, мышечный тонус, координация, ориентировка в пространстве и др., общий вывод. Оценка выполнения дифференцированная черный цвет - плохое выполнению, 1 балл; синий цвет - среднее выполнение , 2 балла; красный цвет - хорошее выполнение, З балла. Таким образом, наихудший показатель, например по б параметрам - б баллов, наилучший - 18 баллов. Можно составить график календарной кривой психомоторики (музыкальный руководитель) и сопоставить его с речевым графиком (логопед).

Онтогенетический принцип логопедического исследования

В процессе работы логопеда необходима опора на онтогенетический принцип, т. е. на знание формирования психических функций в онтогенезе, на его ранних этапах, в частности, на формирование моторной функции, зрительного восприятия, действий с предметами, бытовых навыков и умений, подражательности, взаимоотношений детей, импрессивной, экспрессивной речи.
Определение моторного развития ребенка (от рождения до 3 лет)
1 мес. Реакция на звуки. Пытается поднимать и удерживать голову.
2 мес. Удерживает голову; следит за движущимся предметом; появляются хватательные движения.

3 мес. Лежит на животе несколько минут, опираясь на локти и хорошо удерживая голову.. На руках у взрослого хорошо удерживает голову. Удерживает вложенный в руку предмет.
4 мес. Поворачивается со спины на бок.
5 мес. Подолгу лежит на животе. Поднимает тело, опираясь на ладони выпрямленных рук. Переворачивается со спины на живот, подтягивается, ухватившись за пальцы взрослого. Ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки. Хорошо берет предметы, игрушки, тянет их в рот.
6 мес. Переворачивается со спины на живот, с живота на спину. Пытается садиться, самостоятельно сидеть. Самостоятельно держит бутылочку в руках, ползает.
7 мес. Хорошо и много ползает.
8 мес. Самостоятельно садится, сам встает и передвигается, держась за барьер. Пытается перелезть через решетку кровати. Умеет держать бутылочку с молоком в руках. Тянется за высоко расположенными предметами и игрушками. Хватает близких за нос, волосы.
9 мес. Свободно сидит. Появились шаговые движения. Ходит неуверенно, держась за предметы.
10 мес. Ходит, придерживаясь рукой. Поднимается на небольшие ступеньки, держась за перильца.
II мес. Стоит самостоятельно, без поддержки. Играет в «Ладушки», «Сороку». Пьет из стакана.
12 мес. Ходит самостоятельно. Первые шаги бегом. Удерживает принятую позу стоя , сидя на корточках, на четвереньках, на коленях.
1 г. 1 мес. Развитие ходьбы: ходит ровно или с пробежками, поворачивается на отклик, при этом или падает, или нет при повороте. Может довольно уверенно пройти по неширокой доске.
1 г. 2 мес. Перешагивает через небольшие препятствия.
1 г. 3 мес. Свободно поднимается на горку с небольшим наклоном. Снимает с ноги обувь.
1 г. 4мес. Может расшнуровывать ботинок.
1 г. 5 мес. - 1 г. 7 мес. Д ержит ложку, развивается игровая деятельность (может собрать пирамидку, построить из кубиков, бросать мяч).

1 г. 6 мес. Умеет влезать на. препятствие высотой 10- 15 см от пола, перешагивать через низкие препятствия типа палки, лежащей на полу, перешагивать через препятствие высотой 5-10 см.
1 г. 8 мес. - 2 г. Самостоятельно влезает на стул или скамейку. Умеет самостоятельно есть из ложки густую пищу, пытается складывать свою одежду, частично одеваться, раздеваться.
2 г. 4 мес. Попадает мячом в цель с расстояния 1 м и более.
2 г. 6 мес. Влезает на скамейку высотой 20 см и слезает, перешагивает через палку или веревку на высоте 20-28 см. Влезает на стремянку высотой 1,5 м и слезает приставным шагом. Бросает одной рукой (попеременно) малые мячи в горизонтальную цель на расстоянии 80-90 см. Полностью одевается.
2 г. 9 мес. Ритмично двигается под музыку: хлопает в ладоши, притопывает ногами, в ритм покачивается с ноги на ногу.
2 г. 10 мес. - 3г. Перешагивает через палку или веревку, горизонтально расположенную над полом на высоте 30- 35 ем, проходит по доске шириной 15 см, горизонтально расположенной над полом на высоте 30-35 см, влезает на стремянку высотой 1,5 м и слезает приставным шагом. Бросает одной рукой (попеременно) мяч в горизонтальную цель на расстоянии 100-125 см. Согласовывает свои движения с движениями других детей, например, ходит парами в общем круге; может одновременно действовать рукой и ногой, например, топать ногой и одновременно хлопать в ладоши. Умеет менять темп, направление, характер движения в зависимости от словесного или музыкального сигнала: перейти от быстрого бега к ходьбе под музыку, резко повернуть назад при приближении того, кто хочет его поймать , перейти от одного движения к другому. Умеет, хотя и с некоторым напряжением, сдерживать свои движения, дождаться сигнала к действию. Умеет одеться, застегнуть пуговицу, завязать шнурки с небольшой помощью взрослого. Владеет карандашом.

Определение развития зрительного восприятия
2 мес. Следит глазами за движущимся предметом, рассматривает висящие над ним игрушки.
3 мес. Сосредоточивает свой взгляд на лице разговаривающего с ним человека.
4мес. Узнает хорошо знакомые предметы, связанные с кормлением (например, бутылочки с едой разного цвета и формы).
5 мес. Отличает хорошо знакомых людей от незнакомых (по-разному реагирует).
6 мес. Различает выражение лица (улыбающееся, сердитое).
7мес. На вопрос «Где?» (часы, мишка и пр.) ищет взглядом и находит предметы, находящиеся на их обычных местах.
9 мес. На вопрос «Где?» отыскивает знакомые предметы независимо от их месторасположения.
10 мес. Узнает на фотографии хорошо знакомые лица (маму и др.).
71 мес. По просьбе взрослого находит и дает хорошо знакомую игрушку, находящуюся среди других, различающихся по форме (например, находит мишку среди мячей и кубиков).
1 г. 1 мес. По просьбе взрослого выполняет разученные действия с предметами (например, «покачай лялю», «покажи у кисы глазки и пр.). Различает игрушки, похожие по форме (например, «петушка» от «курочки»), и приносит их по просьбе взрослых.
1 г. 2 мес. Понимает изображения отдельных предметов, действий по картинке (например, на вопросы «Где мячик, покажи? Что делает девочка на картинке?» и т. д.).
1 г. 4 мес.- 1 г. 7 мес, Подбирает и раскладывает по образцу:
контрастные по форме предметы (например, кубик и шар);
разные по величине предметы (большой и малый шар);
различает два цвета (например, выполняет просьбу взрослого положить красный шар в красную коробочку, выбран его среди шаров синего цвета).

1 г. I0мес. - 1 г. 11 мес. Подбирает по предложенному образцу предметы, имеющие различные геометрические формы (например, кубик, шар, пирамидку, яйцо). Различает величины: большую, среднюю, малую. Различает три цвета.
2 г. 1 мес. - 2 г. 3 мес. Свободно выкладывает мозаичные картинки с геометрическим рисунком, ориентируясь на 4 основных цвета и основные геометрические формы (квадрат, треугольник, круг, овал).
2 г. 7 мес. Собирает пирамидку из колёц, башню из кубиков по убывающей или возрастающей величине.
2 г. 9 мес. Обнаруживает большую наблюдательность.
2 г. 10 мес. - 2 г. 11 мес. Умеет по образцу располагать цвета с учетом их оттенков (например, мозаичную полоску «радуга»).
3 г. Определяет количество предметов (например, 1, 2, много).
3 г.. 6 мес. Легче запоминает изображения предметов, чем их словесные обозначения.
4 г. Объединяет предметы не по внешнему сходству, а по их назначению (например, объединяет все предметы «одежды», «посуды» и т. п.). -
Определение бытовых навыков и умений, действий с предметами
4 мес. Ощупывает и захватывает висящие над ним игрушки.
5 мес. Уверенно берет погремушку, которую держат у него над грудью.
6 мес. Свободно берет погремушку из разных положений и подолгу с ней занимается.
7 мес. Манипулирует игрушкой (стучит, размахивает ею).
8 мес. По просьбе взрослого выполняет разученные движения (например, «ладушки», «до свидания» и др.).
9 мес. Ест хлеб, который держит в руке. Пьет из чашки, которую держит взрослый. Использует игрушки в соответствии с их свойствами (мячик катает, резиновые игрушки сжимает и разжимает, кладет в коробку предметы и вынимает их).

11 мес. Овладевает новыми действиями с предметами: ставит один кубик на другой , снимает и надевает на стержень: кольца.
12 мес. Самостоятельно пьет из чашки. Разученные действия с предметами переносит с одного предмета на другой. Например, качает не только куклу (разученное действие), но и мишку,
1 г. 2 мес. Пытается самостоятельно есть ложкой густую кашу.
1 г. 4 мес. Овладевает целенаправленными действиями с предметами (например, собирает пирамидку из пяти колец; двусоставную матрешку, строит из кубиков забор, башню, дорожку и пр.).
1 г. 7 мес. Воспроизводит элементарные сюжетные постройки (например, «строит» из кубиков стол, кровать для куклы, лесенку к дому и др.).
1 г. 10 мес. Перед едой начинает мыть руки с милом. Ест довольно аккуратно
1 г. 11 мес. Пользуется носовым платком, салфеткой. Частично одевается и раздевается самостоятельно,
2 г. 1 мес. -. 2 г. 2 мес. Игра представляет собой последовательный ряд связанных между собой действий (например, «готовит» кукле обед, затем «кормит» ее и «укладывает» спать).

2 г. 5 мес. Полностью одевается сам, хотя, возможно, не умеет застегивать пуговицы и завязывать шнурки.
2 г. 9 мес. Научается началам изобразительной деятельности: рисует (кружки, палочки), лепит (шарики, лепешки).
2 г. I0 мес. Способен сосредотачивать на некоторое время на каком-либо занятии.
3 г. Одевается полностью самостоятельно. Свободно держит карандаш.
3 г. 6 мес. Начинает устанавливать коллективные взаимоотношения с другими детьми для игры.

Определение развития подражательности

7-9 мес. Воспроизводит действия, выполняемые вместе со взрослыми, например, хлопает в ладоши в игре «Ладушки», поднимает ручки вверх или на голову, если взрослый показывает это движение, и говорит: «Шу-у, полетели. На головку сели».
1 год. Обучается действиям с сюжетными игрушками вначале по подражанию, затем по словесной инструкции: «Покорми кису», «Покачай лялю».
Определение развития в з аимоотно ш ений ребенка с другими детьми и взрослыми
9-10мес. У ребенка появляется специфическая реакция на других детей: интересуется тем, что они делают, перекликается с ними, улыбается другому ребенку, возникает «совместная игра», т. е. ребенок ползет за другим ребенком, если тот ползет, стремится взять у него игрушку.
Первые месяцы 2-го года жизни. Ребенок интересуется действиями других детей, общается с ними эмоционально, проявляет сочувствие, отдает по просьбе взрослого другому ребенку игрушку или выказывает протест - двигательный, словесный, эмоциональный.
В течение 2-го года жизни. У ребенка под влиянием взрослых формируется положительное отношение к другим детям:
взрослый привлекает внимание детей друг к другу, дает по- сильные поручения, учит детей выражать положительное отношение друг к другу в действиях и в речи: «Не плачь», «Он к маме хочет».
На 3-м году жизни. Появляются разнообразные формы общения: во время игры ребенок делится игрушками, впечатлениями, обращается с просьбой , выражает отношение к действиям другого, дает советы, помогает детям. Или наоборот, ребенок не умеет общаться с детьми, не делится игрушками, бывает жаден, агрессивен. В это же время у ребенка наблюдается избирательное отношение к детям, он предпочитает общаться с одним-двумя детьми, или такого отношения не формируется.
После 3-х лет и на протяжении всего дошкольного периода. Необходимо совместно с родителями установить, имело ли место у ребенка усиление общительности и постепенное усложнение коллективных связей, например, формирование

Простейшей нормы общественного поведения при котором требования коллектива детей для ребенка важнее, чем его собственные интересы.
В настоящее время. В беседе с родителями логопед выясняет, каковы взаимоотношения ребенка со взрослыми (ласковые, сдержанные, безразличные негативные агрессивные т. п.), со сверстниками (активные инициатив пассивные безразличные, сдержанные, агрессивные и т. п.).


^ Исследование произвольной моторики пальцев рук. Приемы для всех возрастных групп. По подражанию. Выполнить под счет: пальцы сжать в кулак - раз,жать (5-6 раз); держа ладони на поверхности стола, разъединить пальцы, соединить вместе (5-6 раз); сложить пальцы в кольцо - раскрыть ладонь (5-6 раз); попеременно соединять все пальцы руки с большим пальцем, сначала правой руки, затем левой, затем обеих рук одновременно (для дошкольников провести в виде игрового упражнения «Здравствуй, пальчик»). На обеих руках одновременно показать второй и третий пальцы, второй и пятый пальцы (5-6 раз). На обеих руках одновременно положить вторые пальцы на третьи, и наоборот, третьи на вторые (5-6 раз).

То же по словесной инструкции.

Отметить: плавное, точное и одновременное выполнение проб; напряженность, скованность движений; нарушение темпа выполнения движения (не под счет логопеда); невыполнение; наличие леворукости.

^ Исследование орального праксиса. Исследование объема и качества движений губ. Приемы для всех возрастных групп. По словесной инструкции: вытянуть губы вперед («трубочкой») , удержать позу. Растянуть губы в «улыбке» (зубов не видно), удержать позу. Поднять верхнюю губу вверх, видны верхние зубы. Опустить нижнюю губу вниз, видны нижние зубы. Одновременно поднять верхнюю губу вверх и опустить нижнюю губу вниз.

Отметить: выполнение правильное; диапазон движений невелик; наличие содружественных движений, чрезмерное напряжение мышц, истощаемость движений.

^ Исследование объема и качества движений мышц щек. Приемы для всех возрастных групп: надуть левую щеку, надуть правую щеку, надуть обе щеки одновременно.

Отметить: выполнение правильное; сильно напрягается противоположная выпяченная щека; изолированное надувание одной щеки не удается.

^ Исследование объема и качества движений языка. Приемы для всех возрастных групп: показать язык вперед «жалом», удержать на три счета. Показать широкий язык «лопаточкой», удержать на три счета. Переводить кончик языка поочередно из правого угла рта в левый угол рта. Показать язык, поднять его к верхней губе («достать кончик носа»). Показать язык, положить его на нижнюю губу и опустить вниз к подбородку. Пощелкать (поцокать) языком.
Отметить: выполнение правильное; движения языка недостаточного диапазона; в мышцах появляются содружественные движения; язык движется неуклюже, неточно, всей массой, медленно; движение не удается.

^ Исследование произвольной мимической моторики. Исследование объема и качества движения мышц лба. Приемы для всех возрастных групп: нахмурить брови, поднять брови вверх, наморщить - лоб.

Отметить: выполнение правильное; или движение выполняется с содружественными движениями (щурятся глаза, подергиваются щеки и т. д.); или движение не удается.

^ Исследование объема и качества движений мышц глаз. Приемы для всех возрастных групп: легко сомкнуть веки, плотно сомкнуть веки, прищурить глаза, закрыть поочередно правый и левый глаз.

Отметить: выполнение правильное; или испытуемый зажмуривает глаза; или возникают содружественные движения; или движение не удается.

^ Исследование возможности произвольного формирования определенных мимических поз. Приемы для всех возрастных групп: выразить мимикой лица удивление, печаль, ужас, радость, сомнение, подозрительность.

Объяснение: удивление - брови подняты вверх, глаза широко открыты, рот приоткрыт, губы слегка вытянуты вперед; печаль - брови слегка сводятся к переносице, углы бровей слегка опускаются, губы сжаты; ужас - брови поднимаются вверх до предела, глаза максимально раскрываются, рот приоткрыт; радость - губы растянуты в улыбку, глаза слегка прищурены; сомнение - брови подняты вверх, губы сжаты, нижняя губа поджата, углы рта опущены; подозрительность - губы сжаты, один или оба глаза прищурены.

Отметить: указанное выше правильное выполнение мимических поз; или мимическая картина нечеткая; или движение не удается.

^ Исследование слухового внимания. Приемы для всех возрастных групп: показать, какой предмет прозвучал: барабан, флейта, гармоника и т. д. Определить направление звучания предмета или игрушки. Определить, что слышится из-за ширмы: звук льющейся воды из стакана в стакан, шуршание бумаги - тонкой, плотной; разрезание бумаги ножницами; звук упавшего на стол карандаша и т. д.

Отметить ошибки в восприятии услышанного: неправильное называние звучащего инструмента, неумение определить направление звучания.

^ Исследование музыкального слуха. Прием для всех возрастных групп. Испытуемому предлагается спеть один куплет из знакомой песни (без музыкального сопровождения), затем повторить его с музыкальным сопровождением.

Отметить: музыкальный слух абсолютный; относительный; не развит.

^ Исследование восприятия музыки. П р и е м для всех возрастных групп: прослушать и затем определить услышанное: марш, пляска, колыбельная. Для взрослых, подростков, школьников: прослушать и определить форму музыкального произведения: вступление, заключение, запев, припев, часть.

Отметить: умение определить контрастную музыку, части музыкального произведения.

^ Исследование звуковысотного слуха. Приемы для всех возрастных групп: определить, как звучал колокольчик - выше - ниже (для дошкольников: «пел песенку»); определить направление звукоряда на металлофоне (для дошкольников металлофон, поставленный наклонно, становится «музыкальной лесенкой». На конце молоточка укрепить маленькую куколку-матрешку. Ударять молоточком, а дети должны определить, куда по ступенькам лесенки «идет» куколка: вверх, вниз или через ступеньку) .

Отметить: различают ли испытуемые направление звукоряда, расстояние между звуками или нет.

^ Исследование тембрового слуха. Приемы для всех возрастных групп. Сравнить звучащие инструменты различных групп: ударной (барабан, бубен), духовой (флейта, саксофон, кларнет, триола), струнной (цитра, домра, балалайка и другие инструменты типа народных).

Усложненный прием: сравнить звучащие однородные инструменты; например, бубенчики и бубны, металлофоны и треугольники.

Отметить: правильно или с ошибками различают испытуемые звучащие инструменты.

^ Исследование динамического слуха. Приемы для всех возрастных групп. Прослушать звучание различных инструментов по типу «горячо - холодно»; например, педагог подает на инструменте сильный или слабый звук, испытуемый называет словом, как звучал инструмент: сильно - слабо. Или: педагог подает повторно сильный или слабый звук, испытуемый повторяет их на инструменте.

Отметить: различает (нет) испытуемый сильное и слабое звучание инструмента.

^ Исследование ритмического чувства. Приемы для взрослых и подростков: простучать последовательно восемь ритмических рисунков. Для дошкольников: простучать за педагогом карандашом ритмический рисунок

Для всех возрастных групп (прием «музыкальное эхо»). Педагог ударяет в определенном ритме по ударному инструменту,

например в бубен, треугольник, тарелки, барабан и т. д., испытуемый в этом же ритме точно повторяет услышанное.

Отметить: ошибки при воспроизведении ритмического рисунка, повторяет в ускоренном или замедленном, по сравнению с образцом, темпе; нарушает количество элементов в данном ритмическом рисунке.

^ Исследование продолжительности и силы выдоха. Приемы для всех возрастных групп: сыграть на любом духовом инструменте, поддувать пушинки, листок бумаги и т. п.

Отметить: продолжительность выдоха, укороченный выдох (в зависимости от возраста испытуемого).

^ Исследование певческого диапазона голоса (для пациентов с достаточно развитым музыкальным слухом). Приемы для всех возрастных групп: при поддержке музыкального инструмента спеть гамму на гласный звук, например на звук а (сначала до ноты до первой октавы вверх, а затем до ноты до первой октавы вниз).

Отметить: количество тонов певческого диапазона: до 6 тонов, 6-7,5 тонов, 8-9,5 тонов, 10-11,5 тонов, 12-13 тонов, 13 тонов и более.

^ Исследование темпа. Приемы для всех возрастных групп. В течение определенного отрезка времени удержать заданный темп в движениях рук, показываемых педагогом. Затем по сигналу педагога предлагается выполнить движения мысленно, а по следующему сигналу (хлопок) показать, на каком движении испытуемый остановился. Движения рук вперед, вверх, в стороны, на пояс, опустить.

Приемы (для взрослых, подростков, школьников). Обследовать темп движения при помощи письменной пробы: предложить чертить на бумаге палочки в строчку в течение 15 секунд в произвольном темпе. В течение следующих 15 секунд чертить как можно быстрее, в течение следующих 15 секунд чертить в первоначальном темпе.

Отметить: темп нормальный, замедленный, ускоренный.

В заключение отметить нарушенные и сохранные стороны психомоторного состояния лиц с речевой патологией. После обследования необходимо вести записи психомоторного развития каждого занимающегося логоритмикой. Можно использовать карту-таблицу, предложенную Н. С. Самойленко. По вертикали отмечается фамилия, возраст, оценка выполнения; по горизонтали - параметры выполнения движений: ритм, мышечный тонус, координация движения с речью, ориентировка в пространстве, активность выполнения движения, коллективность, общий вывод. Оценка выполнения дифференцированная: черный цвет - плохое выполнение, 1 балл; синий цвет - среднее выполнение, 2 балла; красный цвет - хорошее выполнение, 3 балла. Таким образом, наихудший показатель

по 6 параметрам-6 баллов, наилучший-18 баллов. Можно составить график календарной кривой психомоторики и сопоставить его с графиком речевым.

Вопросы и задание


  1. Какие области сенсорной сферы исследуются у лиц с рече
    выми расстройствами?

  2. Какие связи можно установить между сенсорно-двигатель
    ными и речевыми нарушениями?

  3. Охарактеризуйте психомоторику ребенка и взрослого с нару
    шениями речи.
^ ГЛАВА ВТОРАЯ

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА В СИСТЕМЕ

КОМПЛЕКСНОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

И МЕДИЦИНСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ

ЗАИКАНИЯ

Между речевой функцией - ее двигательным, исполнительным компонентом - и общей двигательной системой организма имеется тесная функциональная связь. Умеренные физические нагрузки, получаемые заикающимися во время занятий логопедической гим-

настикой, ритмикой, поднимают возбудимость и лабильность нервных процессов, дают благотворный эффект. Нормальная речь человека обеспечивается согласованной работой многих центральных образований. Поражения определенных областей коры головного мозга выявляют их связь с той или иной стороной речевой ■ функции. Чем ближе расположено поражение к области Брока, тем в большей степени нарушаются моторные компоненты речи. Для того чтобы нормально осуществлялась функция, в том числе и речевая, необходима увязка во времени, в скоростях, в ритмах действия и в сроках выполнения отдельных реакций. Причем увязке во времени и темпах деятельности подлежат не только высшие корковые отделы речевой функциональной системы, но и мозжечковые (установка мускулатуры гортани, головы, шеи, плеч) и отделы, расположенные в продолговатом мозгу (регуляция дыхательной мускулатуры), и, видимо, другие глубинные структуры. Значит, увязка во времени, значение скоростей и ритмов действия для согласованной работы отдельных компонентов сложной функциональной речевой системы является обязательным условием и рассогласованность деятельности этих компонентов во времени может явиться функциональной причиной нарушения речи. Правомерность этого взгляда подтверждает хорошо известный факт, что любое изменение ритма речи заикающегося (чтение, декламирование) уменьшает заикание; отбивание такта рукой во время речи также снимает или уменьшает судорожность речи заикающегося. Эффективным средством исправления речи заикающегося является использование ритмического звучания метронома.

И. В. Данилов и И. М. Черепанов считают, что темпы, предлагаемые «датчиком ритма», должны быть различных диапазонов у заикающихся с клонической и тонической формами заикания 1 . Этот факт свидетельствует о том, что темпы протекания нервных процессов у этих групп различны. По-видимому, в основе этого различия лежит различный уровень локализации основного звена нарушений. Вероятно, у больных с клоническим заиканием определяющим является уровень коры головного мозга, при тонической форме более существенную роль играют нарушения на уровне глубинных структур мозга. В таком случае для более лабильных корковых нервных центров необходимы более высокие ритмы (при клонической форме заикания), для функционально менее подвижных глубинных структур - более низкие ритмы (при тонической форме заикания). Однако этот вопрос требует тщательного изучения. Известно, что эмоциональная сторона речи тесно связана с общей психомоторикой аффективных выражений. Она представляет как бы лицо речи говорящего и получает свое выражение в динамических качествах речи: ритме, метре, мелодии, паузах, темпе и др. Так, фраза из четырех слов может получить четыре различных значения в зависимости от способа произношения, т. е. от чисто

1 Данилов И. В., Черепанов И. М. Патофизиология логоневрозов. Л., 1970, с. 109-120.

динамических соотношений слов между собой. Внешняя речь представлена рядом действий, распределенных во времени в определенном порядке, сочетании и последовательности. Облеченная в двигательную форму, речь тем самым подчиняет себя не только законам грамматики, синтаксиса и семантики, но еще и законам чисто фонетическим, а они захватывают не только область внешнего оформления, но, что особенно важно, оказываются одним из существенных структурно-динамических моментов, влияющих на правильную передачу содержания. Логические ударения, помимо смысла, выражаются фонетически в повышении высоты тона, замедлении или видоизменении звука. Речь обладает длительностью, силой, качеством, точностью. Пауза также имеет свою длительность и точность и выражает процесс активного торможения. Во фразе имеется музыка. Музыка фразы придает ей ее собственное содержание. Этому способствуют такие музыкальные элементы речи, как ритм и мелодия. Известно, что речь заикающихся, поддержанная внешне заданным ритмом (стихотворение, песня), получает в этом ритме опору и восстанавливает равновесие, т.е. заикание исчезает.

Для заикающегося наиболее целесообразен музыкальный ритм, так как он дает богатый практический материал, активизирует коллектив, имеет большое значение в деле оздоровления эмоциональной и волевой сферы заикающегося. Ритм регулирует не только движение, но и слово и руководит как темпом, так и динамическими особенностями речи. Музыкальная фразировка и нюансировка, пауза, акцент также находят свое отражение в речи. Коллективные занятия логопедической ритмикой позволяют перевоспитать у заикающегося отношение к своему дефекту, сформулировать новую, правильную установку на взаимоотношения с окружающими, на речевое общение с ними. Логоритмические занятия дают возможность ставить заикающегося в самые разнообразные ситуации: противопоставлять одного целому коллективу, разбивать коллектив на группы и т. д.

Логоритмика оказывает большое психотерапевтическое воздействие на личность заикающегося, содействует развитию ее положительных сторон и нивелированию отрицательных. Правильное проведение занятий с психоортопедической направленностью способствует коррекции личностных отклонений и воспитанию произвольного, управляемого поведения.



Как известно, коррекционная работа с заикающимися опирается на данные медико-педагогического обследования, осуществляемого специалистами разного профиля.

В связи с тем что в состоянии моторики при заикании установлен ряд отклонений мы сочли необходимым описать способы и приемы ее обследования у детей дошкольного возраста.

Обследование необходимо для установления характера нарушений произвольной моторики, а также выявления степени задержки или отставания в моторном развитии. Эти данные служат дополнительным материалом для дифференциальной диагностики невротического и неврозоподобного заикания. Они помогают определить средства дифференцированного коррекционного воздействия в процессе логоритмических занятий и выбрать способы индивидуальной работы.

Обследование лучше проводить в три этапа , отражающих динамику состояния моторной сферы:

  • в начале,
  • всередине,
  • в конце коррекционных занятий.
По анамнестическим данным уточняются:
  • речевое развитие от рождения до трех лет,
  • особенности развития локомоторно-статических функций и манипулятивной деятельности,
  • характер игровой деятельности,
  • наличие навыков самообслуживания (в соотношении с возрастными нормами).
Обследование состояния произвольной моторики включает следующие моменты:
  • обследование произвольной мимической моторики (качество и объем движений мышц лба, глаз, щек);
  • речевой моторики (сила, точность, объем, переключаемость движений губ, языка, щек);
  • состояния отдельных компонентов общей произвольной моторики: статическая и динамическая координация, одновременность, отчетливость движений;
  • обследование тонкой моторики пальцев рук (качества и степени дифференцированности движений, возможности действий с предметами).

Обследование произвольной мимической моторики

Для обследования детей от 4 до 6 лет используются тесты Л. А. Квинта в модификации Г.Гельнитца (методика адаптирована применительно к разным возрастам).
  1. Поднять брови («Удивление»).
  2. Слегка сомкнуть веки.
  3. Прищурить глаза («Яркое солнце»).
  4. Плотно сомкнуть веки («Стало темно»).
  5. Сжать губы.
  6. Придать губам такое положение, которое требуется для игры на духовом инструменте.
  7. Вытянуть губы как для произнесения звука «о».
  8. Надуть щеки.
  9. Оскалить зубы («Забор»).
  10. Вытянуть губы, как для свиста.
  11. Задания повторяются подряд 3 раза.

Желательно проводить обследование в игровой форме.

Оценка производится по трехбалльной системе. По замыслу авторов методики она должна отражать выраженность нарушения функции, поэтому
  • полноценное, четкое выполнение оценивается 1 баллом ;
  • частичное, нечеткое выполнение-2 баллами ;
  • невыполнение более 7 заданий -3 баллами.
Дается общая характеристика мимики по наблюдению за ребенком (живая, вялая, напряженная, спокойная, амимия, гримасничанье, дифференцированная и недифференцированная мимика).

Обследование речевой моторики

  1. Открывание и закрывание рта.
  2. Рот полуоткрыть, широко открыть, закрыть.
  3. Имитация жевательных движений.
  4. Попеременное надувание щек.
  5. Втягивание щек.
  6. Оттягивание углов рта как для произнесения звука «и», губы сделать круглыми - «о»; вытянуть губы - «у».
  7. Высовывание «широкого» и «узкого» языка, удержание заданной позы на счет до пяти.
  8. Покусывание кончика языка.
  9. Касание кончиком языка по очереди правого и левого углов рта, верхней и нижней губы («Часы»).
  10. Упор кончика языка в нижние зубы с одновременным выгибанием спинки языка («Кошка сердится»).
  11. Пощелкивание языком («Поехали на лошадках»).
  12. Поднять кончик языка вверх, облизать верхнюю губу («Вкусное варенье»).
  13. Присасывание спинки языка к небу и пощелкивание («Поцокаем»).
  14. Произнесение гласных звуков на твердой и мягкой атаке. Задания преподносятся в игровой форме, каждое движение повторяется 3 раза.
Оцениваются сила (слабые, сильные), точность (неточные, точные), объем (неполный, полный) и переключаемость (медленная, быстрая) речевых движений. Отмечаются наличие синкинезий, девиации языка, быстрота формирования артикуляционного уклада, длительность удержания позы.

Оценка:

  • 1 балл - четкое выполнение движений;
  • 2 балла - незначительные изменения объема, силы и точности движений;
  • 3 балла - отсутствие удержания поз,выраженные изменения силы, точности, объема, трудности переключения речевых движений, девиации языка.

Обследование общей произвольной моторики

С этой целью используются тесты мотометрической шкалы Озерецкого-Гельнитца . Обследуются статическая и динамическая координация, одновременность, отчетливость движений.

4 года

  1. Стояние в течение 15 с. закрытыми глазами; руки вытянуты по швам, ноги поставлены таким образом, чтобы носок левой ноги тесно примыкал к пятке правой ноги, стопы расположены по прямой линии. (Схождение с места, балансирование при выведении балльной оценки учитывается как минус.)
  2. Коснуться, закрыв глаза, указательным пальцем правой и левой рук (по очереди), кончика носа. (Задание считается невыполненным, если ребенок коснется не кончика носа, а какого-либо другого места, или сначала коснется другого места, а потом кончика носа. Допускается повторение задания 3 раза для каждой руки. Положительная оценка выставляется при двукратном правильном выполнении задания.)
  3. Подпрыгивание. Одновременно отделяются от земли обе ноги. Высота прыжка не учитывается. Задание считается невыполненным, если обследуемый не умеет сразу отделить от земли обе ноги, становится при подпрыгивании на пятки, а ее на носки, в течение 5 с производит меньше 7 подпрыгиваний. Допускается повторение.
  4. Обследуемому предлагается в течение 10 с. указательными пальцами горизонтально вытянутых рук описать в воздухе круги произвольного, но одинакового размера. Правой рукой круги описываются по направлению часовой стрелки, левой - в обратном направлении.
Задание считается невыполненным, если ребенок вращал руками в одноименную сторону, описывал круги неправильной формы или неодинакового, размера. Задание может повторяться не более 3 раз.
Экспериментатор подает обследуемому руку и просит крепко пожать ее сначала правой, потом левой и, наконец, обеими руками. При наличии лишних движений задание считается невыполненным.

5 лет

  1. Стояние в течение 10 с. на пальцах ног («на цыпочках») с открытыми глазами. Руки вытянуты по швам, ноги плотно сжаты, пятки и носки сомкнуты. Задание считается невыполненным, если обследуемый ребенок сошел с первоначальной позиции или коснулся пятками пола. Учитывается шатание, балансирование, приподнимание и опускание на пальцах ног. Допускается повторение до 3 раз.
  2. Прыгание с открытыми глазами попеременно на правой и левой ноге на расстояние 5 м. Ребенок сгибает под прямым углом ногу в коленном суставе, руки на бедрах. По сигналу он начинает прыгать и, допрыгав до заранее указанного ему места, опускает подогнутую ногу. Скорость не учитывается. Задание считается невыполненным, если обследуемый больше чем на 50 см отклоняется от прямой линии, касается пола подогнутой ногой и размахивает руками. Допускается повторение задания 2 раза для каждой ноги.
  3. Справа и слева по бокам спичечной коробки (на расстоянии, равном длине спички) расположены тесно в ряд (вертикально) по 10 спичек с каждой стороны. По сигналу обследуемый начинает укладывать спички в коробку, для чего он должен большим и указательным пальцами обеих рук одновременно брать с каждой стороны по спичке и одновременно же класть их в коробку. Первыми берутся спички, ближайшие к стенкам коробки. В течение 20 с должно быть уложено не менее чем по 5 спичек. (Задание считается невыполненным, если ребенок производил движения разновременно или уложил менее 5 спичек за 20 с. Допускается повторение задания.)
  4. Обследуемому предлагается оскалить зубы (широко улыбнуться). Следят за тем, чтобы не было лишних движений.

6 лет

  1. Стояние с открытыми глазами в течение 10 с попеременно на правой и левой ноге. Одна нога согнута под прямым углом в коленном суставе, руки вытянуты по швам. Задание считается невыполненным, если обследуемый опустил приподнятую ногу, коснулся пола подогнутой ногой, сошел с места. Учитывается и приподнимание подогнутой ноги, балансирование, подпрыгивание.
  2. Попадание мячом в цель с расстояния 1 м. Цель - квадратная доска 25X25 см на стене, на уровне груди обследуемого. Ребенок кидает мяч диаметром 8 см с «развернутого плеча» сначала правой, затем левой рукой. Задание считается выполненным если из 3 метаний правой рукой мальчики 2 раза попадут в цель (девочки- 2 раза из 4 метаний). В протоколе указывается, для какой руки задание не выполнено. Можно повторить задание.
  3. Перепрыгнуть с места без разбега через веревку, протянутую на высоте 20 см от пола. При прыжке необходимо сгибать обе ноги и одновременно отделять их от земли. Из трех проб испытуемый должен 2 раза перепрыгнуть веревку, не задев ее. Задание считается невыполненным при касании руками пола, падении.
  4. Обследуемый марширует по комнате в любом темпе. Маршируя, он должен, взяв катушку в левую руку, сматывать с нее нитку и наматывать ее на указательный палец правой руки в течение 15 с. После перерыва в 5-10 с предлагают взять катушку в правую руку. Задание считается невыполненным, если обследуемый во время маршировки более 3 раз менял темп или проделывал задание разновременно (отмечается, для какой руки выполнение не удалось). Допускается повторение 2 раза.
  5. Ребенку предлагается взять в руки перкуссионный молоток и несколько раз сильно ударить им по столу. Следят за тем, чтобы не было лишних движений. Выполнение заданий оценивается по трехбалльной системе.

Обследование тонких движений пальцев рук


Определение качества и степени дифференцированности движений:
  1. Сжать пальцы в кулак.
  2. Загнуть каждый из пальцев попеременно то на правой, то на левой руке («Пальчики прячутся»).
  3. Соединить пальцы одной руки с пальцами другой («Пальчики здоро-ваются»).
Обследование действий с предметами:
  1. Выложить узор из мозаики.
  2. Самостоятельно застегнуть пуговицы.
  3. Чертить карандашом вертикальные палочки в разлинованной тетради.
  4. Нанизывать на нитку бусинки.
  5. Укладывать в коробку правой и левой руками по одной 5 спичек.
Оценка:
  • 1 балл - четкое выполнение всех заданий;
  • 2 балла - выполнение не более 5 заданий из предложенных;
  • 3 балла - выполнение одного-двух заданий из числа предложенных, плохая координация, неловкость движений.

Выявление развития чувства ритма

Детям 5-6 лет предлагается прохлопать руками после показа педагога ритмические рисунки знакомых песен:
1. «Андрей-воробей»



Детям 4-летнего возраста предлагается воспроизводить только метр знакомой мелодии.
Оценка:
  • 1 балл - правильное воспроизведение ритма;
  • 2 балла - невыполнение двух последних заданий;
  • 3 балла - умение воспроизвести ритмический рисунок.
При обследовании и в процессе наблюдений на логоритмических занятиях учитываются:
  • общий вид ребенка,
  • осанка,
  • отношение к речевой инструкции,
  • активность,
  • ориентировка в пространстве,
  • координация слова с движением,
  • наличие патологических и сопутствующих речи движений,
  • состояние мышечного тонуса,
  • признаки утомляемости,
  • темп движений,
  • упражняемость в моторных навыках.

Приведем примерную схему обследования моторики.

Ф. и. о.______________________________
Дата рождения _____________ Возраст _______

Отношение к речевой инструкции:

1. Мимика (объем, качество, степень диф-ференцированности движений),

__________________________________________ жестикуляция (живая, вялая, естественная, порывистая, резкая, плавная, преобладающие жесты)
__________________________________________

2. Речевая моторика (точность, объем, подвижность, переключаемость органов речевой артикуляции)
__________________________________________
__________________________________________

3. Темп движений (быстрый, медленный, нормальный). Ритм (точное, неточное воспроизведение ритмического рисунка, невозможность воспроизведения ритма)
__________________________________________
__________________________________________

4. Статическая координация (позу удерживает хорошо, с трудом, не удерживает)
__________________________________________
__________________________________________

5. Динамическая координация _______________
__________________________________________
6. Одновременность движений _______________
__________________________________________

7. Отчетливость движений (наличие или отсутствие синкинезий) ______________________

8. Тонкие движения пальцев рук (степень дифференцированности движений, качество, темп, действия с предметами)
__________________________________________

9. Координация слова с движением (четкое сочетание слова с движением, слово опережает движение, отстает от него, отсутствие координации движения и слова)
__________________________________________
__________________________________________

10. Сопутствующие речи движения
__________________________________________
__________________________________________

11. Ориентировка в пространстве
__________________________________________
__________________________________________

12. Состояние мышечного тонуса
__________________________________________
__________________________________________

13. Утомляемость (быстро, медленно проявляются признаки утомления, способность к продолжительной работе)
__________________________________________
__________________________________________

14. Упражняемость в моторных навыках.
__________________________________________
__________________________________________

Заключение.

Приведем характеристики обследования моторики при разных клинических формах заикания.
Обследуемый С. (возраст 6 лет 2 мес).
Диагноз: невротическое заикание.
Заключение логопеда : клоническое заикание артикуляторного типа средней тяжести. Дислалия.Состояние моторики.
Мимическая моторика. Объем движений мышц лба, глаз, щек достаточный. Мимика дифференцированная, живая. Мимические пробы для детей 6-летнего возраста выполняет.

Речевая моторика. Движения органов речевой артикуляции неточные, неполные по объему, переключаемость и сила движений достаточные. Может удержать язык в любом положении.

Темп и ритм. Темп движений нормальный. Чувство ритма хорошее.

Общая моторика. Пробу на статическую координацию выполняет только с третьей попытки, с трудом удерживает позу. Пробы на статическую и динамическую координацию выполняет. Переключаемость движений достаточная. Серию последовательных движений выполняет правильно, но с некоторой неуверенностью. Ориентировка в пространстве достаточная. Хорошо выполняет упражнения с предметами. Во время выполнения заданий скован, напряжен. Движения резкие, размашистые.

Тонкая моторика пальцев рук. Движения точные, дифференцированные. Задания выполняются в несколько убыстренном темпе. Действия с мелкими предметами удаются, хорошо складывает мозаику, рисует, умеет писать буквы. Координация слова с тонкими движениями удается.

Динамическое наблюдение. Отмечается высокая упражняемость в моторных навыках. Под влиянием лечения и систематических логоритмических занятий выполнение всех моторных проб достигает возрастной нормы. Движения стали свободными, точными, непринужденными. Появилась ритмичность и плавность движений. Повысилась активность на занятиях, улучшилось эмоциональное состояние. Речь на занятиях стала практически правильной.

***

Обследуемая Б. (возраст 6 лет 1 нес).
Диагноз: неврозоподобное заикание.
Заключение логопеда: тяжелое тоно-клоническое заикание артикуляторно-голосовой формы на фоне замедленного темпа речи. Стертая форма дизартрии.

Состояние моторной деятельности.
Мимическая моторика. Лицо амимичное. произвольные движения отдельных мышечных групп затруднены.
Речевая моторика. Движения органов речевой артикуляции неполные по объему, неточные, переключение замедленно. Затруднен подъем языка вверх. Наблюдается девиация языка влево.
Темп и ритм. Темп движений замедлен. Чувство ритма слабое.

Общая моторика. Выполнение проб на исследование статической, динамической координации и одновременности движений затруднено. При попытке удержать позу ребенок неустойчив, балансирует, раскачивается, ищет руками опору. Плохо ловит и бросает мяч. Не удаются подскоки. При выполнении задании отмечены синкинезии (движение рукой сопровождается движениями мышц лица). Координация слова с движением не удается из-за выраженного заикания. Во время речи отмечаются сопутствующие движения рукой. Двигательная память удовлетворительная. Ориентировка в пространстве слабая. Во время выполнения заданий резко напряжена. Отмечены некоторые признаки леворукости. Быстро проявляются признаки усталости, к продолжи-тельной работе не способна.

Тонкая моторика пальцев рук. Задания по исследованию тонких движений выполняет с трудом. Действия с предметами неловкие.
Упражняемость в моторных навыках низкая.

Динамическое наблюдение. При коррекционной работе были проведены фронтальные и индивидуальные логопедические и логоритмические занятия, лечебная физкультура, психотерапия, медикаментозное лечение.
К концу года мимические пробы удаются частично. Речевые движения стали более точными и дифференцированными. Исправлен дефект звукопроизношения. Недостатки темпа
движений корригируются музыкой, удается воспроизведение легких ритмических рисунков хлопками.
Задания на исследование динамической координации и упражнения с предметами выполнила. Задания на исследование статической координации и одновременности движений выполняет с трудом. Удаются легкие упражнения на координацию слова с движением. Тонкие движения пальцев рук стали более точными, ловкими. Освоила действия с мелкими предметами. Остается общая напряженность при выполнении заданий. Утомляемость выражена меньше, повысилась активность на занятиях. Темп речи стал ближе к нормальному, речевые судороги меньше по продолжительности. Выписана с улучшением. Рекомендовано продолжить коррекционную работу с логопедом.

В первом случае изменения в моторной сфере менее выражены, более динамичны, чем во втором. Это подтверждает необходимость учета установленных различий состояния моторной деятельности при невротической и неврозоподобной формах заикания у дошкольников для дифференцированного построения логоритмических занятий.

Так, при невротическом заикании движения недостаточны в своем техническом исполнении что проявляется в нечеткости, неуверенности выполнения при правильном воспроизведении их формулы. Отмечены ускорение и замедление темпа движений, встречается некоторая неточность при выполнении мелких движений. Имеют место затруднения в выполнении проб на статическую координацию, незначительные изменения подвижности органов речевого аппарата. По остальным параметрам (динамическая координация, одновременность движений, ритм движений, произвольные мимические движения) дети обнаруживают высокие показатели.

При неврозоподобном заикании можно говорить о первичном нарушении координации и одновременности движений, недостаточном развитии артикуляционных и мимических движений, об изменении мышечного тонуса.

Результаты обследования учитываются педагогом как на логопедических, так и на логоритмических занятиях при всех методах и формах коррекционных занятий.

Рычкова, Н.А. Приемы обследования моторики у заикающихся детей дошкольного возраста //Н.А. Рычкова - Дефектология №3, 1984, с.69-73

- НАДО ВЫПОЛНЯТЬ ЗАДАНИЕ ПО ПОКАЗУ, ПОТОМ ПО СЛОВЕСНОЙ ИНСТРУКЦИИ ПРИ СЧЕТЕ ОТ 1 И ДО 5;

- ВЫТЯНУТЬ УКАЗАТЕЛЬНЫЙ ПАЛЕЦ И МИЗИНЕЦ ПРАВОЙ ПОТОМ ЛЕВОЙ РУКИ, ОБЕИХ РУК;

- ВЫТЯНУТЬ УКАЗАТЕЛЬНЫЙ И СРЕДНИЙ ПАЛЬЦЫ ПРАВОЙ, ПОТОМ ЛЕВОЙ РУКИ, ОБЕИХ РУК;

- ПОЛОЖИТЬ СРЕДНИЕ ПАЛЬЦЫ НА УКАЗАТЕЛЬНЫЕ НА ОБЕИХ РУКАХ;

- ПОЛОЖИТЬ УКАЗАТЕЛЬНЫЕ ПАЛЬЦЫ НА СЕРЕДИНЕ НА ОБЕИХ РУКАХ;

БОЛЬШОЙ ПАЛЕЦ ПРАВОЙ РУКИ СОЕДИНИТЬ В КОЛЬЦО, ПОТОМ НАДО СДЕЛАТЬ ТОЖЕ САМОЕ С ЛЕВОЙ РУКОЙ И ОБЕИМИ РУКАМИ С УКАЗАТЕЛЬНЫМ (СРЕДНИМ, БЕЗЫМЯННЫМ И МИЗИНЦЕМ). ПРИ ВЫПОЛНЕНИЕ ЭТОЙ ПРОБЫ ОТМЕЧАЕТСЯ ТОЧНОСТЬ И ПРАВИЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ РЕБЕНКА.

2. ОБСЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИЧЕСКОЙ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ ПАЛЬЦЕВ РУК:

ПОПЕРЕМЕННО НАДО СОЕДИНЯТЬ ВСЕ ПАЛЬЦЫ РУК С БОЛЬШИМ ПАЛЬЦЕМ СНАЧАЛА ПРАВОЙ РУКИ, ЗАТЕМ ЛЕВОЙ, ПОТОМ ОБЕИХ РУК ОДНОВРЕМЕННО (ЗДОРОВАЮТСЯ ПАЛЬЧИКИ СНАЧАЛА ТОЛЬКО ПРАВОЙ РУКИ, ПОТОМ ЗДОРОВАЮТСЯ ПАЛЬЧИКИ ТОЛЬКО ЛЕВОЙ РУКИ, ЗДОРОВАЮТСЯ ПАЛЬЧИКИ ПРАВОЙ, ЛЕВОЙ РУКИ);

- ВЫПОЛНЯТЬ ДВИЖЕНИЕ << КУЛАК - РЕБРО - ЛАДОНЬ >> ПРАВОЙ, ПОТОМ ЛЕВОЙ РУКОЙ, ЗАТЕМ ДВУМЯ РУКАМИ ДЕЛАЕТСЯ ЭТО ОДНОВРЕМЕННО; ВЫПОЛНЕНИЕ ЭТОЙ ПРОБЫ НЕОБХОДИМО ПОВТОРИТЬ С ПРИКУШЕННЫМ ЗУБАМИ ЯЗЫКОМ. ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЭТОЙ ПРОБЫ НАДО ОТМЕЧАТЬ:

УСВОЕНИЕ ПРОГРАММЫ (С ПЕРВОГО ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ, СО ВТОРОГО ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ, ПОСЛЕ СОВМЕСТНОГО С ВАМИ ВЫПОЛНЕНИЯ, НЕВЫПОЛНЕНИЕ);

ХАРАКТЕР ВЫПОЛНЕНИЯ ДЕЙСТВИЯ (ПЛАВНОЕ, ПОЭЛЕМЕНТНОЕ, ЗАМЕДЛЕННОЕ, ТРУДНОСТИ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ У РЕБЕНКА С ОДНОГО ЗВЕНА НА ДРУГОЕ) ;

- ОШИБКИ НАРУШЕНИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ДВИЖЕНИЙ, ПЕРСЕВЕРАЦИИ).

3. ПРОВОДИМ ИССЛЕДОВАНИЕ ЧУВСТВА РИТМА У РЕБЕНКА:

- СМЕНЯТЬ РУКИ С ОДНОВРЕМЕННЫМ СЖИМАНИЕМ ОДНОЙ КИСТИ В КУЛАК ПОТОМ РАЗЖИМАНИЕМ КУЛАКА ДРУГОЙ КИСТИ;

- ИГРА НА РОЯЛЕ (ПАЛЬЦЫ 1-5, 2-4, 5-1, 4-2, 1-2-3-4-5, 5-4-3-2-1);

- РИСОВАНИЕ ПО ОБРАЗЦУ << ДОМ - ДЕРЕВО - ЗАБОР >>;

- РАСКРАШИВАНИЕ, ВЫРЕЗАНИЕ, ШТРИХОВКА (ПО РАБОТАМ ДЕТЕЙ) ;

ОБСЛЕДОВАНИЕ ТЕМПА ДВИЖЕНИЙ ПРИ ПОМОЩИ ПИСЬМЕННОЙ ПРОБЫ: ЧЕРТИТЬ НА БУМАГЕ ПАЛОЧКИ В СТРОЧКУ В ТЕЧЕНИИ 15 СЕКУНД В ПРОИЗВОЛЬНОМ ТЕМПЕ, В ТЕЧЕНИИ ДРУГИХ 15 СЕКУНД ЧЕРТИТЬ БЫСТРЕЕ, ПОТОМ 15 СЕКУНД ЧЕРТИТЬ В ПЕРВОНАЧАЛЬНОМ ТЕМПЕ; РЕЗУЛЬТАТЫ 1 И 3 РАЗА СРАВНИВАЮТСЯ И ОЦЕНИВАЮТСЯ ТЕМПЫ: УСКОРЕННЫЙ, НОРМАЛЬНЫЙ, ЗАМЕДЛЕННЫЙ. ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЭТОЙ ПРОБЫ ОТМЕЧАЕТСЯ:

- СПОСОБНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ РИТМА РЕБЕНКА;

- СПОСОБНОСТЬ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ РИТМА В ДВИЖЕНИЯХ;

- СПОСОБНОСТЬ РЕТЕНЦИИ РИТМА - СОХРАНЕНИЕ ЕГО В ПАМЯТИ;

- СПОСОБНОСТЬ К РИТМИЧЕСКОМУ ТВОРЧЕСТВУ - РИТМИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ РЕБЕНКА.

4. ИССЛЕДОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ АВТОМАТИЗАЦИИ ДВИЖЕНИЙ ВЕДУЩЕЙ РУКИ (ДАВАЙ ПОЗДОРОВАЕМСЯ).

ВЗРОСЛЫЙ ПРЕДЛАГАЕТ РЕБЕНКУ ПРОТЯНУТЬ РУКУ ДЛЯ ПРИВЕТСТВИЯ (ПОЗДОРОВАТЬСЯ): СНАЧАЛА ПРАВУЮ РУКУ, ПОТОМ ЛЕВУЮ РУКУ, ЗАТЕМ ОБЕ РУКИ. НАДО ОТМЕЧАТЬ ЛИШНИЕ ДВИЖЕНИЯ РЕБЕНКА (СЖИМАНИЕ КИСТИ ПРОТИВОПОЛОЖНОЙ РУКИ, ПРИПОДНИМАНИЕ ПЛЕЧ, СОКРАЩЕНИЕ МЫШЦ ЛИЦА, ОТКРЫТИЕ РТА РЕБЕНКОМ И. ДР.), КОТОРЫЕ УКАЗЫВАЮТ НА НИЗКИЙ УРОВЕНЬ КОРРЕКЦИИ ПРОИЗВОЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ.

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ОБСЛЕДОВАНИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ УРОВЕНЬ РЕБЕНКА. ЗА КАЖДОЕ ПРАВИЛЬНОЕ УПРАЖНЕНИЕ ПОЛУЧАЕТ ОДИН БАЛЛ.

МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ:

- ПЕРВОЕ ЗАДАНИЕ 6 БАЛЛОВ;

- ВТОРОЕ ЗАДАНИЕ 2 БАЛЛА;

- ТРЕТЬЕ ЗАДАНИЕ 5 БАЛЛОВ;

- ЧЕТВЕРТОЕ ЗАДАНИЕ 1 БАЛЛ.

ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ (НИЗКИЙ, МЕНЕЕ ДВУХ БАЛЛОВ).

РЕБЕНКУ ДВИЖЕНИЕ НЕ УДАЮТСЯ; ОТМЕЧАЕТСЯ ИНЕРТНОСТЬ И НЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОСТЬ ДВИЖЕНИЙ. У РЕБЕНКА ОТСУТСТВУЕТ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДВИЖЕНИЙ, ТЕМП ДВИЖЕНИЙ ИЛИ БЫСТРЫЙ ИЛИ ЗАМЕДЛЕННЫЙ, РИТМ НЕ ВОСПРОИЗВОДИТСЯ. ЕСТЬ ЛИШНИЕ ДВИЖЕНИЯ ПРИ ПРИВЕТСТВИИ.

ВТОРОЙ УРОВЕНЬ (НИЖЕ СРЕДНЕГО, ПЯТЬ-ТРИ БАЛЛА).

У РЕБЕНКА ДВИЖЕНИЯ НЕ ТОЧНЫ; ОТМЕЧАЕТСЯ НАРУШЕНИЯ ДИНАМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДВИЖЕНИЙ. НЕТ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ДВИЖЕНИЙ, ТЕМП У РЕБЕНКА БЫСТРЫЙ ИЛИ ЗАМЕДЛЕННЫЙ, РИТМ НЕ ВОСПРОИЗВОДИТСЯ. ИМЕЮТСЯ ЛИШНИЕ ДВИЖЕНИЯ ПРИ ПРИВЕТСТВИИ.

ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ (СРЕДНИЙ, ДЕВЯТЬ- ШЕСТЬ БАЛЛОВ).

У РЕБЕНКА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЗАДАНИЙ НА ДИНАМИЧЕСКУЮ И СТАТИЧЕСКУЮ КООРДИНАЦИЮ ДВИЖЕНИЙ ПАЛЬЦЕВ РУК ДИАГНОСТИРУЮТСЯ ЗАТРУДНЕНИЯ, НО ЯВНЫХ НАРУШЕНИЙ НЕТ. ПРИ ЭТОМ ОБСЛЕДОВАНИИ ФИКСИРУЮТСЯ ОГРАНИЧЕНИЕ ОБЪЕМА ДВИЖЕНИЙ, ТРУДНОСТИ ИЗМЕНЕНИЯ ЗАДАННОГО ПОЛОЖЕНИЯ ПАЛЬЦЕВ РУК, СНИЖЕНИЕ ТОНУСА МУСКУЛАТУРЫ И НЕДОСТАТОЧНАЯ ИХ ТОЧНОСТЬ.

ЧЕТВЕРТЫЙ УРОВЕНЬ (ВЫШЕ СРЕДНЕГО, ДВЕНАДЦАТЬ - ДЕСЯТЬ БАЛЛОВ).

ДИНАМИЧЕСКАЯ И СТАТИЧЕСКАЯ КООРДИНАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ ПАЛЬЦЕВ РУК СФОРМИРОВАНА, НО ОБЪЕМ ДВИЖЕНИЙ ПАЛЬЦЕВ РУК НЕ ДОСТАТОЧНО ПОЛНЫЙ. У РЕБЕНКА СФОРМИРОВАНО ЧУВСТВО РИТМА. ЛИШНИХ ДВИЖЕНИЙ ПРИ ПРИВЕТСТВИИ НЕТ.

ПЯТЫЙ УРОВЕНЬ (ВЫСОКИЙ, ЧЕТЫРНАДЦАТЬ - ТРИНАДЦАТЬ БАЛЛОВ).

ДИНАМИЧЕСКАЯ И СТАТИЧЕСКАЯ КООРДИНАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ ПАЛЬЦЕВ РУК АКТИВНЫЕ, ОБЪЕМ ДВИЖЕНИЙ ПОЛНЫЙ, НЕТ ЗАМЕН ДВИЖЕНИЙ. СФОРМИРОВАНО ПОЛНОЕ ЧУВСТВО РИТМА. ПРАВАЯ РУКА ВЕДУЩАЯ. ЛИШНИХ ДВИЖЕНИЙ ПРИ ПРИВЕТСТВИИ У РЕБЕНКА НЕТ.

Процедура обследования общих произвольных движений v детей дошкольного возраста

1. Статическая координация

Определяется возможность удержания заданной позы:

а) стоять попеременно то на правой, то на левой ноге. Отмечается: удержание позы; удержание при резком балансировании, подогнутая нога касается пола; не удается сохранить позу, схождение с места.

б) стоять на «цыпочках».

Отмечается: удержание позы, схождение с места, ба­лансирование резко выражено; опускание на стопу, частое схождение.

2. Динамическая координация

а) определяется возможность прыгать попеременно то на правой, то на левой ноге (руки на бедрах). Отмечается: свободно прыгает на одной ноге; касается пола одной ногой; общее мышечное напряжение; силь­ные взмахи руками; не удается прыгать на одной ноге.

б) определяется возможность прыгать с места через ве­ревку, которая находится на расстоянии 20 см от пола. Отмечается: прыжок производится легко и свобод­но; прыжок неловкий, не удается оттолкнуться дву­мя ногами; прыжок не удается.

3. Одновременность движений

а) определяется возможность выполнения движений двумя руками одновременно; справа и слева по бокам спичечной коробки располагается по 10 спичек с каж­дой стороны (на расстоянии, равном длине спички);

ребенку предлагается уложить спички в коробку, взяв одновременно обеими руками с каждой стороны по спичке и одновременно положить их в коробку. Отмечается: одновременные движения обеими рука­ми удаются, спички берутся и кладутся одновремен­но; движения не всегда одновременные; одновремен­ные движения не удаются;

б) определяется возможность одновременных движе­ний рук и ног; ребенку предлагается катушка ниток;

маршируя, он должен сматывать с катушки нитку и наматывать ее на указательный палец. Отмечается: марширует и наматывает нитку одно­временно; движения не всегда одновременны; одно­временные движения не удаются. Отмечается также общий характер движений: ловкий, неловкий; пластичный, неуклюжий.

Процедура обследования тонких движений пальцев рук

Ребенку предлагается выполнить следующие упражне­ния: 1) соединить большой палец руки со всеми остальными поочередно сначала на правой, затем на левой руке; 2) заг­нуть каждый из пальцев поочередно на правой и левой руке;

3) соединить пальцы одной руки с пальцами другой, «паль­чики здороваются»; 4) застегивание и расстегивание пуго­вицы, завязывание шнурков.

Отмечается: ведущая рука - точное и четкое выполне­ние; недостаточно четкое; плохая координация, неловкость.

Процедура обследования произвольных мимических движений

Определяется выразительность мимики при выпол­нении следующих проб: а) поднять брови («удивиться»);

б) прищурить глаза («яркое солнце»); в) сморщить нос («кислый лимон»); г) улыбнуться («веселый клоун»);

д) надуть щеки «толстый помидор»); е) выпятить губы («имитация свиста»).

Отмечается: мимика живая, выразительная, адекватная;

недостаточно выразительная; мимика вялая; амимичность.

Процедура обследования артикуляционной моторики

Определяется точность, объем, подвижность, переключаемость движений при выполнении следующих ар­тикуляционных поз под счет логопеда до 10:

а) удержание губ в позе «улыбка» (как при звуке «и»);

б) удержание губ в позе «овал» (как при звуке «о»); в) удер­жание губ в позе «трубочка» (как при звуке «у»); г) удержа­ние языка в позе «лопаточка»; д) удержание языка в позе «иголочка»; е) удержание языка в позе «парус»; ж) пере­ключение движений губ («улыбка» - «трубочка»); з) каса­ние кончиком языка поочередно правого и левого углов рта («часы»); и) касание кончиком языка у верхних и ниж­них зубов («качели»); к) пощелкать языком («лошадки»).